История Спасо-Преображенского храма, стоящего внутри кольца стен Белозерского кремля, началась задолго до появления каменного здания собора, которое сохранилось до наших дней и сегодня, как и три с половиной века назад, украшает Белозерское городище.
В Дозорной книге города Белоозера 1617/18 года «письма и дозору» Г.И. Квашнина и подьячего П. Дементьева (самом раннем из известных сохранившихся описаний города) на территории Белозерской крепости в числе трех храмов значится церковь Преображения Господня с приделами Димитрия Солунского и Великомученицы Екатерины. Это была деревянная клетская церковь с трапезною и колокольней с двумя колоколами («в них весу полтретя пуда»), возведенная «миром» – приходской общиной. Известно, что в 1617/18 году здесь служили священник Иван и пономарь Афонка Богданов сын Шашин.
В храме Преображения Господня хранилась местная икона «Преображение Господне» («болшая пядница на празелени»), в приделах – образы Димитрия Солунского («пядница на золоте и на краске») и мученицы Христовы Екатерины («болшая пядница на празелени»). В церкви были Царские врата, столбцы, сень, паникадило медное, перед образом Спаса – свеча местная; в алтаре на престоле – крест «благословящеи на золоте; Еваньелие напрестольное писмяное в полдесть; сосуды церковные, потир и блюдъца оловяные; покровца и белены крашенинные». Здесь хранились такие богослужебные книги, как «Псальтырь с следованием писмяная в полдесть, Апостол тетр писмянои в полдесть, Еванелие толковое печатное в десть, Треодь цветная писмяная в десть, 2 Трефолоя, Шестодневець в полдесть».
Судя по выписке 1677 года из Белозерских писцовых книг 1675/76 года, к середине 1670-х годов в Белозерском кремле на некоторое время остается только одно церковное здание – храм во имя Преображения Господня. Построена была эта соборная церковь «и в церкве образы и книги и всякая церковная утварь казною великого государя и подаянием всяких чинов людей». Собор был крыт тесом. При нем имелась трапезная и рубленая колокольня с четырьмя колоколами в 30 пудов.
В это время здание соборной церкви Преображения Господня по-прежнему было деревянным, но в отличие от скромного клетского храма начала XVII века уже имело шатровое завершение. Исходя из различия в архитектуре церковных зданий и из того, что на территории крепости в той же писцовой книге на месте, где прежде стояла Преображенская церковь, отмечено наличие пустыря, можно полагать, что за время, прошедшие с 1617/18 года, на территории крепости был выстроен новый храм.
В Белозерских писцовых книг 1675/76 года детально описано внутреннее убранство собора во имя Преображения Господня и находившиеся в нем культовые предметы. Из этого описания следует, что Царские врата, сень и столбцы собора были деревянные, расписные. По сравнению с данными Дозорной книги города Белоозера 1617/18 года число икон в Преображенском соборе значительно выросло. На 1675/76 год приводится следующий их перечень и описание: «Деисус в красках; да месных образов образ Преображения Господня в киоте на золоте, у образа Спасова панагея в серебре, на ней образ живоначалние Троицы; у того же образа два креста каменные небольшие в серебре; образ Василия Великого с чудесы в киоте на красках, обложен серебром, золочен по басме венец серебряной сканной, золочен, в венце камение простые, другой венец низан жемчугом, цата низанная, крест на цате костяной в серебре; образ пречистые Богородицы, оклад и гривна медные, золочен, ожерелье и убрус шитые по тафте, четверы серги серебряные, пятнатцать крестов серебряных небольших; образ Воскресения Христова на красках, образ Распятия Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа резной на цке, венец серебряной золочен; образы Алексея человека Божия, Александра Свирского, Кирила Новозерского, Ферапонта и Мартинияна на одной цке писан на золоте; образ пречитые Богородицы Одигитрие на золоте, образ Чюдотворца Николая на красках, гривна серебряная золоченая; образ страстотерпца Христова Георгия». В трапезной находились местные образы Всемилостивого Спаса, Чудотворца Николая с чудесами («писан на красках»).
В соборе хранилось два Евангелия («одно печатное, другое писмяное в десть, евангелисты на одном серебряные золочены, на другом медные»), ряд печатных книг «в десть» («книга кормчая, Апостол, потребник, пролог во весь год, переплетен начетверо, два охтоя, книга Ефрема Сирина, пять Миней месечных») и «в полдесяти» («Минея общая Минея месечная, три служебника, Псалтырь, да в четверть дести Часослов»). Имелись в соборе и рукописные книги: «в десть евангелие толковое недельное, два Апостола, Устав, Пролог во весь год, переплетен надвое, две треоди посная да цветная, да в полдести Псалтырь сследованием тринатцать Миней месечных, две книги служб розных святых книга Иоанна Лествичника книга, Златоуст, две книги четьи жития разных святых, да в четверть дести книга часовник». Из предметов, использовавших при богослужении, особо выделяется крест «благословящей обложен серебром, золочен по чекану». Кроме того, в соборе были еще два креста – «благословящие же, да крест выносной, писаны на красках».
В середине 1670-х годов в соборе Преображения Господня имелся придел Василия Великого с деревянными расписными Царским вратами, сенью и столбцами. В алтаре на престоле – рукописное Евангелие «в четверть дести, евангелисты медные», 2 креста «благословящие, обложены медью». В пределе хранились два образа Василия Великого («один в киоте, венец серебреной, золочен по басме»).
В 1668 году началось строительство каменного здания собора, продолжавшееся много лет – в Переписной книге города Белоозера 1675/76 годов отмечается: «Да соборную ж церковь вновь строят каменную казною ж великого государя и подаянием же всяких чинов людей». Каменный храм строили там, где до этого стоял деревянный собор Василия Великого. Место же, где прежде «была церковь Преображения Господня с пределы, да таможня, и посадских, и всяких жилецких людей лавки и анбары, и хлебная площадь», в это время было «порозжим», то есть пустовало. Этот пустырь простирался от строящейся соборной церкви вдоль мостовой на 82 м, поперек мостовой – на 65 м. В «Историческом и географическом описании города Белозерска с его уездом», сделанном около 1781 года, сообщается, что в 1720 году на средства белозерского купца Ивана Галкина возводится шатровая соборная колокольня (шатер позднее был заменен куполом со шпилем).
Сохранившееся до наших дней кирпичное здание четырехстолпного трехапсидного собора по своей архитектуре статично и массивно. Новые веяния в архитектурных стилях приходили в Белозерье с некоторым запозданием. В связи с этим в облике Спасо-Преображенского собора сохранились архитектурные традиции, восходящие к XVI веку. Г.Бочаров и В.Выголов характеризуют его как «довольно типичный пример соборного храма второй половины XVII века, выдержанного в несколько архаизированных формах, довольно скупое декоративное убранство фасадов которого трактовано в духе традиций местной архитектурной школы предшествующего столетия. Особенно характерны в этом плане перспективные порталы с южной и северной сторон…».
Плоские лопатки членят фасады собора на три прясла, которые завершаются ложными закомарами. Храм увенчан пятью широко расставленными луковичными главами на крупных барабанах, несколько сдвинутых в сторону алтаря. Декор барабанов глав (маленькие округлые кокошники у основания барабанов глав, аркатурный пояс с колонками, традиционный орнаментальный пояс наверху центрального барабана) свидетельствует о влиянии «узорочья» XVII века. В стенах собора есть лестницы, ведущие к барабанам.
В ходе ремонта, производившегося на рубеже XVIII–XIX веков, с запада к собору был пристроен притвор в духе классицизма, скрывший выразительный перспективный портал. Тогда же были растесаны и украшены новыми наличниками оконные проемы.
Сегодня Спасо-Преображенский собор одиноко возвышается внутри кольца Белозерского вала, но до 60-х годов XX века здесь был ансамбль соборных храмов: летний Спасо-Преображенский собор, зимний храм Василия Великого и колокольня. Соборный комплекс был обнесен кирпичной стеной с небольшой башенкой в северо-восточном углу.
Сохранилось внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора. Это деревянный резной иконостас, надпрестольная сень, киоты, настенные и настолпные обрамления икон, декорированные золочением и росписью. В интерьере храма сочетается стиль барокко и классицизм.
Уникальный иконостас являет собой целое архитектурное сооружение в виде триумфальной арки с ротондами, колоннами, пилястрами, сложным карнизом, деревянной полихромной скульптурой, обилием позолоченных резных деталей. В 1884 году в Спасо-Преображенском соборе побывал Великий князь Владимир Александрович. Сопровождающий его Константин Константинович Случевский оставил следующее описание: «Собор имеет чрезвычайно оригинальный иконостас, вероятно конца прошлого века. На самом его верху, под куполом, высится большая раскрашенная деревянная фигура Спасителя и перед ним семь громадных деревянных светильников в лучах. Подле царских дверей, с обеих сторон, видны четыре меньшие, золоченые же, фигуры двух пророков и двух ангелов. На иконостасе есть еще фигура Спасителя, в конхе над дверями, тоже раскрашенная, но вместо светильников подле него ангел и символы Евангелистов. Этот иконостас сильно напоминает католические приемы искусства. В соборе было отслужено молебствие».
Рядом со столпами находятся царские ложа, в глубине которых на стене находились образы. На стенах и столпах в резных киотах, в картушах над киотами также размещались иконы. Некоторые отреставрированные иконы представлены в соборе: на северной стене – «Притча о мытаре и фарисее», «Притча о девах разумных и неразумных», «Апостол Петр и евангелист Иоанн», «Апостол Иоаков Алфеев на столпах», на южной – икона «Воскресение».
Указом Святейшего Синода от 31 августа 1866 г. за № 2002 под помещение причта собора был передан деревянный дом упраздненного Белозерского духовного правления. Штат соборного причта был утвержден 24 апреля 1876 года. На 1882 год в него входили: 1 протоиерей, 2 священника, 1 диакон, 3 псаломщика. На содержание священно- и церковнослужителей собора выделялось 690 рублей в год. Протоиерей и штатный диакон жили в казенных домах с согласия причта, первый помощник настоятеля и псаломщик – в наемной квартире. На 1882 год настоятелем собора был протоиерей и благочинный Гавриил Иванович Бриллиантов.
При соборе имелась деревянная сторожка. Во владении священнослужителей собора находились земельные угодья: пустоши Козловка (53 десятины 1852 сажени) и Бажановка (2 десятины 2385 сажен сенокосной земли).
К Спасо-Преображенскому храму была приписана церковь Всемилостивого Спаса, построенная в 1716 году. Богослужение в ней совершалось священно- и церковнослужителями собора. В 1753 году в Спасской церкви случился пожар, но уже к 1755 году она была восстановлена.
По данным Н.Богословского, опубликованным в 1865 году, в приходе собора и приписной церкви числилось 455 жителей: мужского пола – 198, женского – 257.
В 1902 году при соборе была открыта Белозерская двухклассная женская церковноприходская школа, размещавшаяся поблизости (в здании, принадлежавшем Белозерской городской управе). Законоучителем в этой школе бы священник Покровской церкви Василий Парвов.
В советское время здание Спасо-Преображенского не было разрушено благодаря тому, что по результатам осмотра белозерских храмов «на предмет выявления их историко-архитектурного и художественного значения», произведенного в августе 1931 года научным сотрудником Государственного Русского музея и экспертом музейного сектора облоно, Спасо-Преображенский собор попал в число церковных зданий, представляющих художественную ценность. После закрытия собора здесь много лет размещался склад пиломатериалов.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года Спасо-Преображенский собор поставлен на государственную охрану. Реставрация здания и иконостаса началась в 1975 году. В 1975–1976 годах силами Белозерского реставрационного участка был выполнен ряд ремонтно-реставрационных работ: противоаварийные работы по усилению фундамента, заделке и инъектированию трещин, ремонт барабанов, полная замена стропильной системы собора, заново покрыта кровля.
Восстановлением иконостаса занимались специалисты ГосНИИР (Государственный научно-исследовательский институт реставрации), в те времена – ВЦНИЛКР (Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и реставрации музейных ценностей). С 1986–1987 годов к реставрационным работам подключились сотрудники научно-производственных мастерских Великого Новгорода (ООО НРМ «Фреска», руководитель Т.И.Анисимова). В конце 1980 – начале 1990 годов над реставрацией Спасо-Преображенского собора работали художник-реставратор I категории Т.И.Анисимова, художники-реставраторы, резчики Е.П.Сидоров, Д.В.Швецов, А.В.Шорин (г. Великий Новгород).
В 2010 году за счёт средств областного бюджета (3,7 млн. рублей) ВЦП «Наследие Вологодчины» был разработан и согласован проект реставрации о-СпасПреображенского собора.
В 2011–2012 годах к юбилею города, отмечавшемуся по Указу Президента России от 29.03.2010 № 385, в числе комплекса других работ в Белозерском кремле были выполнены реставрационные работы собора. В 2011 году на их выполнение из федерального бюджета были выделены средства в размере 8,04 млн. рублей, что позволило произвести реставрацию внешнего облика храма. 21 ноября 2011 года был подписан акт приёмки работ. Кроме того, в 2011 году ООО «Образ Севера» были произведены консервационные работы на сени иконостаса. 2 мая 2012 года был заключён государственный контракт на сумму 4,0 млн. рублей с ООО «Симантика» на выполнение работ по реставрации интерьеров собора и благоустройству территории памятника. В 2011–2012 годах укреплением позолоты и консервационными работами в Спасо-Преображенском соборе занималась реставратор высшей категории Ольга Александровна Соколова (г. Вологда).
В 2013 году за счёт федерального бюджета по государственному контракту с ПТО «Строительная культура» выполнены работы по реставрации холста надалтарной сени, реставрации и восполнению утраченной резьбы иконостаса. Стоимость реставрационных работ 2013 года – 9 499 999,79 рублей.
Несмотря на большой объем произведенных реставрационных работ их необходимо продолжать, и в первую очередь речь идет о дальнейшей реставрации уникального резного иконостаса Спаса-Преображенского собора.
Ныне Спасо-Преображенский собор входит в число объектов культурного наследия федерального значения и находится в ведении Белозерского областного краеведческого музея. Собор открыт для посещений в летнее время. В праздник Преображения в августе здесь проходят молебны.
Источники и литература:
- Атлас городов Новгородской губернии, ок. 1781 // Российский государственный военно-исторический архив. Ф. ВУА. Д. 2156. Л. 37.
- Белозерская писцовая книга 1677 года // Новгородский сборник / под ред. Н.Богословского. Вып. II. Новгород: изд. Новгородского cтатистического комитета, 1865. Приложение. С. 1–14.
- Богословский Н. Город Белозерск. Новгородский сборник / под ред. Н.Богословского. Вып. 1: Материалы для истории, статистики и этнографии Новгородской губернии, собранные из описаний приходов и волостей. Новгород, 1865. С. 9–10.
- Бочаров Г., Выголов В. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1969, с. 259 — 264.
- 1617/18 г. – Дозорная книга города Белоозера «письма и дозору» Г.И.Квашнина и подьячего П.Дементьева // Ист.-лит. альм. / гл. ред. Ю. С. Васильев. Вологда: Русь, 1994. Вып. 1. (Старинные города Вологодской области). С. 40.
- Государственный архив Новгородской области. Ф 480. Оп. 1. Д. 3414. Л. 1–4 об.; Д. 3458. Л. 1–12.; Д. 4281. Л. 1–2 об.
- Расписки, данные протопопом Преображенской соборной церкви г. Белозерска Авраавием, в приемке денег, собранных с явки приставных памятей и мировых челобитных для строительства каменной церкви // Российский государственный архив древних актов. Ф. 1107: Белозерская приказная изба (Троицкий Усть-Шехонский монастырь). Оп. 1. Ч. 1. Д. 2204.
- Жуковская А. Из истории Спасо-Преображенского собора // Белозерье. 2011. 18 августа. С. 5.
- Из описаний города Белоозера 1670-х годов // Белозерье: краеведческий альманах. Вологда: Легия, 1998. Вып. 2. С.18.
- Козлов К.И. Белозерск: описание города, его храмов и достопримечательностей. М., 2007. С. 74–79.
Автор-составитель – М.В. Васильева