Сохранившееся здание присутственных мест, в котором размещалась уездная администрация, было возведено не ранее 1830-х годов. Оно расположено в пределах Белозерского вала к востоку от Спасо-Преображенского собора и обращено к нему западным боковым фасадом.
До того, как было построено это двухэтажное здание, присутственные места размещались в другом (несохранившемся) одноэтажном каменном здании, которое, согласно плану центральной части Белозерска 1831 года, находилось на том месте, где позднее было построено здание духовного училища . Об этом здании можно прочитать в путевых заметках, сделанных П.И.Челищевым во время его посещения Белозерска в 1791 году: «Для присутственных мест новый каменный одноэтажный дом; в нем с денежною казною уездное казначейство; при нем и у ворот в вал две деревянных караулки; старый деревянный воеводский дом; архиерейское деревянное подворье, в нем духовное правление; несколько партикулярных, церковнических и солдатских деревянных небольших домов» .
Здание присутственных мест выдержано в стиле позднего классицизма. Как считает искусствовед Н.Д. Троскина, «по чистоте рисунка фасадов, выверенности пропорций и отобранности элементов декора оно восходит к образцам начала XIX века, но разложение принципов классицизма уже чувствуется в несоответствии фасадных членений планировочной структуре и в несколько нерегулярной разбивке окон на заднем фасаде» . В книге Г. Бочарова и В. Выголова отмечается, что «это сравнительно небольшое двухэтажное сооружение, вполне отвечающее масштабам города, обладает подчеркнуто строгим и представительным обликом В то же время в нем уже явно ощущается влияние ампира: тяжелые замковые камни и замковые «архивольты» у проемов нижнего этажа» .
В плане здание представляет собой прямоугольник, вытянутый по оси восток–запад. Его основные размеры – 25,8х14 м. Стены здания сложены на бутовом ленточном фундаменте из кирпича размером 29,0/28,5х13х8,0/7,5 см. Кровля здания четырехскатная стропильная, крыта железом. Лестница во второй этаж находится в центральном помещении, окна которого выходят на дворовый южный фасад.
Декор фасадов сдержанный. В центре главного северного фасада – небольшого выноса ризалит, в котором расположен вход в здание. Дверной проем и два окна первого этажа украшены арочными рустованными обрамлениями. На ризалите три оконных проема второго этажа и среднее окно в его боковых частях декорированы простыми наличниками с сандриками. Так же украшены окна второго этажа заднего фасада и два центральных из четырех окон торцевых фасадов. Остальные окна второго этажа оформлены простыми плоскими рамочными наличниками. Первый этаж трактуется как цокольный, он покрыт ленточным рустом. Окна первого этажа меньшего размера, они украшены ложными замковыми камнями, на которых «лежит» межэтажная тяга. Окна второго этажа удлиненные, в их основании проходит общая горизонтальная тяга. Под кровлей здания проходит карниз сильного выноса с «сухариками». Первоначальный облик здания был несколько изменен, когда к его заднему фасаду была сделана небольшая кирпичная двухэтажная пристройка, а в первом этаже была заложена часть первоначальных оконных проемов и пробиты новые.
В 1847 году во время поездки в Кирилло-Белозерский монастырь Белозерск посетил академик Петербургской академии наук Степан Петрович Шевырев (1806–1864). В изданной в 1850 году книге он отразил впечатления от поездки и результаты своих научных разысканий. В небольшом отрывке из этой книги, хорошо передающем атмосферу города тех лет, упоминаются и присутственные места: «Было воскресенье и день прекрасный. Вечером красавицы белозерския гуляли по высоте земляной насыпи. Гулянье очень живописно, в виду Белаозера, при заходящем солнце. Жаль, что не людно, но было еще люднее обыкновеннаго, потому что толпы любопытных привлечены были к вечеру ожиданием губернатора, осматривавшаго уезд. Его ждали в присутственных местах, которыя находятся внутри вала, недалеко от собора, на месте прежней воеводской канцелярии» .
С этим зданием связано интересное предание фантастического характера о подземных ходах. Вот как оно изложено в воспоминаниях С.К.Титова, хранящихся в Белозерском областном краеведческом музее: «Сообщение крепости с посадом производилось посредством тайного подземного хода, устроенного в виде крытой галереи высотою более сажени и шириной до двух сажен с таким расчетом, чтобы по нему могли свободно передвигаться люди, что подтверждалось эскизом, набросанным углем на стене соборной колокольни [разобрана в середине XX века], где находилось помещение архива. Архив был завален церковными книгами, папками дел, досками с изображением «святых» и т.п. хламом. В 1916 году я обратился к попам собора за разрешением разобрать хлам в архиве колокольни, чтобы проникнуть из нее в подземный ход, но церковный староста белозерский купец Калинин Иван Иванович, у которого находился ключ от архива, и разговаривать со мной, семнадцатилетним юношей не захотел. Вот что рассказал мне про этот подземный ход сторож собора О.И. Резвецов: «Года три тому назад, когда архив еще не был завален всякими книгами и иконами, мне довелось опуститься по каменной лестнице в подземелье. Я прошел по ходу сажени полторы, но дальше идти побоялся, т.к. срубы подземного хода порядком погнили и грозили обрушиться. Я попробовал совать в темную пасть хода длинный шест. Он свободно проходил вовнутрь, не встречая препятствий. В подземелье трудно было дышать, фонарь погас. На этом моя попытка проникнуть в подземелье и кончилась». О подземном ходе «в нутре» города в Белозерске существовало предание, будто бы тайник из соборной колокольни следовал по направлению к глухой Петровской башне крепости, затем продолжался под насыпью вала и следовал дальше к Спасской башне. Из Спасской башни тайник шел под дном наполненного водою рва и выходил на торговую площадь, где скрывался в сохранившейся до наших дней земляной насыпи высотой не менее трех сажен, на которой до революции были деревянные кортра-кладовые белозерского купца Калинина Ивана Семеновича, загруженные рожью, мукой, крупами и солью. Подземный ход внутри крепости служил для сообщении гарнизона с посадом. В подземных тайниках можно было прятать государственную казну, церковные ценности, купеческие товары и, наконец, скрыться людям, если, не дай бог, неприятель ворвется в «нутро» города-крепости. Земляная насыпь, наверху которой находились склады купца Калинина, в старину носила загадочное название «Пищуха». Слово «пищуха», видимо, произошло от слова «пищаль», поэтому можно предположить, что высокая земляная насыпь с подземным ходом, находящаяся на посаде, служила также запасным складом оружия (пищалей), необходимого посадским людям для отражения неприятеля» . Стоит лишь отметить, что все упомянутые в этом предании здания построены в XVIII–XIX веках, когда крепость уже не имела военного значения, а ее деревянные стены и башни были разобраны.
Сегодня в здании присутственных мест расположен архивный отдел Архива Белозерского района. Современный адрес: ул. Городской Вал, 13.
Источники и литература
- Альбом Праве 1830–1831 года // Российская национальная библиотека. СПб., Ф. 40 (I): Архитектурные чертежи. Д. 284. Л. 24.
- Бочаров Г., Выголов В. Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. М., 1979.
- Здание присутственных мест, г. Белозерск: паспорт памятника истории и культуры / сост. Н.Д. Троскина // АУК ВО «Вологдареставрация». Отдел учета.
- Титов С.К. Рубленая сыпь // Библиотека Белозерского областного краеведческого музея. Д. 6150. Л.17–18.
- Челищев П.И. Путешествие по Северу России в 1791 году (извлечение) // Белозерье: историко-литературный альманах. Вологда, 1994. Вып. 1. С. 123.
- Шевырев С. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь в 1847 году // Белозерье: историко-литературный альманах. Вып. I. Вологда, 1994. С. 139–156.
Автор-составитель – М.В.Васильева